Как рождается игра?
В игре наиболее полно и ярко развертываются жизнь детей и их деятельность.
«Игра важна прежде всего тем, что она способна организовать жизнь ребенка. В этом состоит ее важнейшая сила, которую надо использовать. Чувства, которые формируются в играх, чрезвычайно жизненны и деятельны. В них виден контур будущего характера человека», – писала А.П. Усова.
Игра – это всегда свободное применение своих сил и творчества, даже в рамках установленных правил. Игра – всегда загадка, импровизация и неожиданность.

Важно так организовать эту деятельность, чтобы она развивала ребенка. А для этого необходимо знать, что при построении развивающей игровой среды следует избегать готовых сюжетов, созданных взрослыми. Сюжеты должны создавать сами дети, проявлять инициативу, уметь пользоваться игровым оборудованием, которое должно быть доступно, функционально, безопасно и может трансформироваться.

В нашей группе дети сами создают и выстраивают воображаемый мир. В нем они становятся настоящими героями, бесстрашными и отважными, они борются со злом и спасают целый мир. Они делают первые открытия и радуются своим успехам, а я радуюсь вместе с ними и с удовольствием играю в придуманный ими мир.

К этому я готовила их еще в предыдущих группах. Инициируя игру, я обыгрывала целостное сюжетное Событие, используя опорный игровой предмет, который позволял открыть для детей все проекции События. Затем подводила их к возможной связи одного События с другим, следующим за ним по смыслу, расширяя ход игры. Играющий взрослый всегда привлекает детей, и это влечение всегда захватывает ребенка, так как его жизнь – игра.



Конечно, игры должны быть разнообразными. И в этом нам помогает детская художественная литература, из которой мы черпаем множество интересных и необычных сюжетов. У нас любой рассказ, любая сказка –

подходящая основа для игры. Очень нам нравится соединять в одном сюжете реалистическое Событие и сказочное (фантастическое). Так родился проект «Я и мой мир», в котором будут реализованы мечта каждого ребенка и сюжет новой игры. Совсем недавно по предложению Глеба мы совершили путешествие к Тихому океану. Побывали в его глубинах, познакомились с удивительным миром морских животных, отыскали клад и узнали много интересного о путешествии Магеллана. Все дети принимали активное участие в подготовке к игре, подбирали картинки, вырезали водоросли, советовались, как лучше украсить веранду, что еще можно добавить из оформления.

Совсем скоро мы отправимся в новое путешествие, где познакомимся с мальчиком, который не хотел становиться взрослым. Это Питер Пэн из сказочной повести Джеймса Барри. Такое предложение поступило от Любаши, и дети его с удовольствием приняли.

Такие игры-путешествия требуют большой подготовки. Все придумывают, изобретают, готовятся к осуществлению своей мечты. Дети сами готовят план своего путешествия, узнают информацию в саду и дома, готовят вместе необходимые атрибуты, декорации и живут в ожидании чуда.

Мои дети – великие выдумщики, делать их такими мне помогает используемый прием, получивший название в работах Н.А. Коротковой «игра-придумывание». Этот прием заключается в том, чтобы на короткое время поставить детей в позицию «выдумщиков» наравне с взрослыми.

Старшим дошкольникам необходима легко трансформируемая, вариативная среда для свободной деятельности, в том числе и для сюжетной игры. Для этого мы сами изготавливаем разнообразные макеты. У нас их много. Есть «крепость», «карета», «очаг», «печка», «волшебный камень», «северное сияние». Дети в любой момент могут включить их в свой сюжет игры, они удобны, мобильны и без труда создают новое игровое пространство.

Еще очень важно понимать, что, активизируя детское воображение, необходимо опираться на интересы детей своей группы, на текущие события

в их жизни, события из прочитанных книг, мультфильмов, историй, рассказанных взрослыми. Без такой опоры идеи, предложенные взрослыми, товарищами по группе, не смогут воплотиться в игре, а значит, и не найдут отклика в детях.

Мне очень нравится воплощать идеи и замыслы детей в играх. Моя помощь направлена на развитие детской инициативности и творческой фантазии. Я убедилась в том, что, если игровая среда полностью задействована, игры, придуманные детьми, находят отклик, наблюдается подъем познавательной мотивации у детей, а значит, гарантируется качественное формирование учебной деятельности.

В наших играх это всегда путь персонажей (героев), на котором их поджидают непредвиденные встречи и приключения, где они преодолевают всевозможные трудности, сами находят решение этих трудностей, помогают и принимают помощь, побеждают зло и узнают много нового и интересного.

Игра – путь в удивительный мир знаний, открытий, добра и счастья. Делайте детей счастливыми! Радуйтесь и играйте вместе с ними!

Игра – путь в удивительный мир знаний, открытий, добра и счастья.
Делайте детей счастливыми!
Радуйтесь и играйте вместе с ними!
  • Корягина Татьяна Анатольевна
    Воспитатель детского сада