"Почему мой ребенок не общается на английском?"
Сама фраза "Скажи мне что-нибудь на английском" настолько абстрактна, что собьёт с толку даже взрослого, хорошо владеющего языком.
Многих родителей волнует вопрос, почему при довольно высокой интенсивности занятий английским языком, ребенок все ещё не говорит на нём.

Прежде чем ответить на этот вопрос, необходимо разобраться в том, что вы подразумеваете под фразой «говорить на английском». Как правило, это означает, что ребенок знает много слов и фраз, стихов и песен, хорошо понимает английскую речь на своем уровне, но общаться на языке отказывается.

Самая распространённая причина такого поведения ребёнка - давление со стороны родителей. Как это ни парадоксально, но дети стесняются демонстрировать свои знания близким людям, особенно если мама или папа настаивает:
"Скажи мне что-нибудь, ты же знаешь!", "Поговори с нашей тётей Олей на английском, она как раз учительница в школе." У детей в такой момент срабатывает естественное внутреннее сопротивление.

Сама фраза "Скажи мне что-нибудь на английском" настолько абстрактна, что собьёт с толку даже взрослого, хорошо владеющего языком. В этом случае родителям следует отпустить ситуацию и не давить на ребёнка. Если дома вы не общаетесь на языке, но вам очень хочется узнать, чего же достиг ребёнок, послушать его речь, то можно спросить о результатах у педагога английского, желательно наедине.

Когда прямые настойчивые просьбы исключены, подумайте: где ребенок находит практическое применение английскому? Мы сейчас рассматриваем ситуацию с русскоязычной средой, когда у малыша нет ежедневного естественного общения со сверстниками в саду или школе. Часто проблема заключается в том, что ребенок просто не понимает зачем ему английский, когда все вокруг говорят по-русски. И здесь задача родителей сделать так, чтобы малыш нашел практическое применение своим знаниям.
"Поговори с нашей тётей Олей на английском, она как раз учительница в школе."
Какие могут быть варианты:
  • Начните обращаться к ребенку по-английски сначала понемногу, постепенно увеличивая объем вашей английской речи.
  • Создайте дома языковую среду настолько, насколько это возможно: мультфильмы, книги, песенки, настольные игры.
  • Не исправляйте каждое слово, ошибку или недочет в английской речи ребенка. Позвольте ему говорить! Поддерживайте малыша взглядом, жестами, кивками. Ему нужно почувствовать уверенность.
  • Организуйте ребенку встречи с носителем языка без переводчика «под рукой».
  • Заведите ритуал: попробуйте ненавязчиво и осторожно перед сном поинтересоваться на английском у ребенка, как он провел день. Желательно сначала задавать yes\no-questions, чтобы дать малышу собраться с мыслями, а в конце можно спросить парочку открытых вопросов. Обязательно нужно показывать свою, родительскую, радость от такого общения, сказать ребенку, что вы им гордитесь.

Таким образом, при регулярных занятиях английским языком в детском саду или школе, а также практике языка дома с самыми близкими ребенку людьми постепенно падёт даже самый крепкий языковой барьер.
Good luck!

Статью подготовила Татьяна Завьялова, педагог английского языка