Все об адаптации ребенка в детском саду

Рано или поздно все родители сталкиваются с тем, что пришло время вести дочку или сына в детский сад. Как бы ни было тяжело, но посещение детсада всегда начинается с того, что маме приходится расставаться со своим малышом. Ему приходится оставаться одному с незнакомыми взрослыми и детьми. Чтобы адаптация в детском саду проходила быстрее и легче, родители должны подготовить малыша к этому непростому периоду.

Что такое адаптация к детскому саду?

Период адаптации в детском саду — это время, которое требуется ребенку, чтобы приспособиться к новым для него условиям. Необходимо понимать, что приспособление и воодушевление — это понятия далеко не равнозначные. Малыш может быстро адаптироваться к детскому саду, однако это вовсе не означает, что ему там будет нравиться и он будет чувствовать себя хорошо.

Сколько длится адаптация?

На продолжительность периода, за который у ребенка выработается привычка посещать детское учреждение (прекратятся ежедневные рыдания в раздевалке) влияет то, как эта самая адаптация у него протекает.

В среднем время привыкания к детсаду у малышей ясельного возраста составляет от недели до 10 дней, трехлетний ребенок адаптируется к новым условиям примерно через 2−3 недели, у детей старшей возрастной категории этот период продолжается около 1 месяца. Это говорит о том, что, чем старше ребенок, тем больше времени ему требуется для адаптации к новой обстановке.

По мнению психологов, особенности привыкания малыша к яслям зависят от множества факторов:
  • типа нервной системы и общего состояния здоровья;
  • особенностей личности;
  • атмосферы, сложившейся в семье;
  • условий нахождения в яслях.
Сложнее всего приспосабливаются к новым условиям малыши с ослабленным здоровьем, которые быстро устают от шума, с трудом засыпают в дневное время, имеют проблемы с аппетитом. Тяжело адаптируются к детскому саду дети, к которым родители проявляют чрезмерную опеку, не обладающие навыками самообслуживания и испытывающие излишнюю тревожность. Быстрее и легче процесс привыкания проходит у холериков и сангвиников, а детям с меланхоличным и флегматичным складом характера приходится сложнее.

Родители должны понимать, что есть и такие дети, которые никогда не смогут адаптироваться к детскому саду. Тревожными симптомами, свидетельствующими об эмоциональной несостоятельности крохи, о том, что он испытывает страдания при нахождении в садике, трудно переносит разлуку с мамой и папой, служат следующие признаки:
  • малыш проявляет стойкое нежелание находиться в детском саду;
  • плачет и капризничает по утрам;
  • часто болеет;
  • имеет плохой аппетит;
  • беспокойно спит.
У детей старшего дошкольного возраста, плохо приспосабливающихся к детсаду может возникать нервная симптоматика:
  • он грызет ногти;
  • заикается;
  • у ребенка появляются нервные тики.
Это моменты, на которые родители и воспитатели должны обратить внимание, чтобы не навредить еще неустойчивой психике ребенка.

Но следует знать, что таких детей, которые совсем не смогут адаптироваться с новой обстановке — крайне мало. Если возникают какие-то сложности, то, в большинстве случаев, с ними можно справиться, если помогать ребенку.

Этапы привыкания ребенка к садику

Процесс адаптации ребенка к детскому садику проходит в 3 этапа:
  • 1
    Период дезадаптации
    Как бы ни подготавливали родители своего малыша к яслям, на начальном этапе он все равно будет пребывать в стрессовом состоянии и постоянно чувствовать напряжение. Ребенку сложно смириться с тем, что ему приходится расставаться с родителями, он часто льет слезы и проявляет капризы. На этом фоне могут возникать простудные заболевания.
  • 2
    Период адаптации
    Начинают работать защитные механизмы психики, малыш уже спокойно общается с воспитателями и другими детьми в группе, он принимает участие в играх, но продолжает тосковать по родителям и часто вспоминает о них. У ребенка на данном этапе только начинается привыкание к новым правилам, поэтому он может плохо себя вести и не выполнять требования воспитателей.
  • 3
    Период компенсации
    Процесс адаптации заканчивается, малыш привыкает к обществу других детей, воспитателям и новому режиму дня. Он уже без истерик отпускает родителей на весь день. Наблюдается стабилизация эмоционального фона, физиологические показатели соответствуют нормативным значениям.
Сколько времени понадобится, чтобы ребенок мог привыкнуть к детскому саду, зависит от его индивидуальных особенностей.

Виды адаптации

Адаптация в детском саду может иметь легкую, среднюю и тяжелую степень.
  • Легкая степень
    Малыш легко привыкает к необходимости пребывания в детском саду приблизительно за 2−4 недели. Данная степень адаптации характеризуется следующими признаками:/

    • Дневной и ночной сон ребенка проходит без нарушений. Он может проснуться, но быстро и без труда засыпает снова.
    • У малыша хороший аппетит, но может наблюдаться некоторая избирательность в блюдах.
    • Кроха пребывает в спокойном эмоциональном состоянии.
    • Без капризов переносит расставание с мамой и остается в группе. Может переключаться на игры, чтобы отвлекает его от вынужденной разлуки.
    • Начинает общаться с воспитателями и сверстниками, может обратиться к взрослому с просьбой о помощи, может играть с другими детьми.

    Даже при такой степени привыкания у ребенка в самом начале может нарушаться сон и снижаться аппетит.
  • Средняя степень
    Адаптация в детском саду при средней степени длится более месяца. Малыш подвержен частым заболеваниям, поэтому происходят продолжительные перерывы в посещении садика и привыкание к нему происходит сложнее.

    О средней степени адаптации могут говорить следующие факты:


    • Иногда малыш не спит во время дневного сна. Если ему удается заснуть, то сон проходит беспокойно и может прерываться.
    • Малыш мало ест, а от некоторых блюд и вовсе может отказаться.
    • Если говорить об эмоциональном фоне, то ребенок часто плачет, тоскует, смена настроений может происходить по незначительным причинам. Он может отвлечься на игру, но ненадолго.
    • Ему сложно дается разлука с мамой, он может долго стоять один у окна после ее ухода.
    • Общение с воспитателями и другими детьми не вызывает у него интереса. Малыш часто спрашивает у воспитателя, скоро ли мама его заберет домой.
  • Тяжелая степень
    Период привыкания к детскому саду у ребенка с тяжелой степенью адаптации может продолжаться дольше 2 месяцев. Некоторые дети могут и совсем не привыкнуть. В этом случае рекомендации врачей состоят в том, что нужно отказаться от посещения детского сада.

    Тяжело адаптируются к новой обстановке дети, имеющие ограниченные возможности здоровья. Свидетельством того, что адаптация в садике проходит сложно, являются следующие аспекты:

    • Во время тихого часа малыш не спит. В ночное время его сон прерывистый и беспокойный, преследуют ночные страхи.
    • Ухудшается аппетит, ребенок может отказываться от еды.
    • Малыш находится в подавленном эмоциональном состоянии, он либо погружается в собственный мир, либо, напротив, проявляет агрессию.
    • После расставания с мамой он начинает плакать, кричать, отказывается идти в группу, может на протяжении длительного времени находиться в раздевалке.
    • Ребенок не идет на контакт либо проявляет агрессивное поведение по отношению к сверстникам и взрослым.

    Об окончании адаптационного периода свидетельствует стабилизация всех показателей.

Как помочь ребенку адаптироваться

Нельзя предугадать, как будет проходить период адаптации в детском саду у конкретного ребенка, но можно постараться помочь ему привыкнуть к детсаду без серьезных потрясений.

Прежде всего необходимо разобраться, с чем малышу придется свыкнуться в детском дошкольном учреждении:
  • соблюдение строгого распорядка дня, включая дневной сон, ежедневные прогулки;
  • незнакомые взрослые люди в лице воспитателей, педагогов и нянечек;
  • новые дети и необходимость общения в коллективе;
  • необходимость есть новую пищу и невозможность сделать выбор;
  • отсутствие рядом родителей на протяжении длительного времени;
  • новые нормы поведения.
Для того чтобы облегчить процесс привыкания ребенка, родители могут попытаться перенести некоторые моменты жизни в детском саду в свой повседневный быт. К примеру, можно поменять распорядок дня, приблизив его к тому, что ждет малыша в яслях (это относится к приему пищи в установленное время и необходимостью сна в тихий час). Также следует убедиться, что у малыша есть способности находить контакт с другими детьми и взрослыми людьми, помимо мамы и папы, старших родственников и другого привычного им взрослого окружения. Эти рекомендации являются базовыми, и они позволяют сделать процесс привыкания более легким.

Предлагаем еще несколько полезных советов от психологов тем, кто впервые ведет ребенка в детский сад:
  • Адаптировать малыша нужно постепенно. Если это возможно, то не приводите ребенка в садик сразу на весь день — лучше начать с нескольких часов, а далее постепенно увеличивать время нахождения крохи в яслях.
  • Разговаривайте с ним заранее. Вместо того чтобы ставить малыша перед фактом, что ему придется ходить в сад, необходимо потратить свое время и объяснить малышу, что в садике ему придется соблюдать режим дня, общаться с другими взрослыми и детьми.
  • Будьте хозяином своему слову. Заранее расскажите малышу, когда вы придете за ним непременно сдержите свое слово, забрав его именно в обещанное время.
  • Каждый раз не забывайте с ним попрощаться. Многие родители стараются незаметно уйти и оградить себя от рыданий ребенка при расставании. Однако психологи не рекомендуют родителям убегать, не предупредив кроху — это важно, для того чтобы сохранить доверие к вам со стороны ребенка.
  • Дайте малышу с собой какой-либо оберег. В качестве такого предмета может выступать игрушка, семейное фото, одежда с изображением любого мультипликационного героя — то, что сможет поддержать его, напомнить о доме, даст возможность чувствовать себя спокойнее и придать уверенности.
  • Поход в детсад сам по себе приводит кроху в стрессовое состояние, поэтому важно, чтобы в доме и в семье ребенок чувствовал надежность и постоянство.
  • Проводите время за чтением книг. Сегодня в книжных магазинах представлено большое количество книг, в которых главные герои также посещают садик. Это подготовит малыша к тому, с чем он столкнется в детском саду, как поменяется его распорядок дня и сможете ответить на вопросы, которые его волнуют.
  • Оставайтесь спокойным. Даже если вы стараетесь убедить ребенка во всех преимуществах детского сада, но делаете это с дрожью в голосе, у вас не получится его обмануть. Показывайте спокойствие, доброжелательность и уверенность, поскольку это имеет важное значение для психологического настроя малыша.
  • Уходите сразу. Оставляя малыша в группу, уходите немедленно, не возвращаясь. Не нужно стоять в дверях или подглядывать в окна. Так, вы только добавите переживаний малышу и воспитателям, а также покажете то, что не доверяете персоналу. Поэтому привели ребенка и быстро ушли!
  • Не игнорируйте совместное времяпровождение после сада. Старайтесь уделять своему крохе больше времени и внимания после садика, займитесь его любимыми делами и развлечениями.
Нельзя со стопроцентной уверенностью утверждать, что при соблюдении всех рекомендаций ваш ребенок быстро и легко адаптируется к детскому саду. Но, они обязательно помогут сделать этот процесс более легким.

Заключение

Каждый родитель должен знать, что только их любовь, понимание и непосредственное участие может помочь их ребенку преодолеть это достаточно трудное для него время. Малыша не должно покидать чувство, что он является для вас самым дорогим человеком на планете. Его уверенность в вас, вашей любви к нему и в том, что вы обязательно вернетесь за ним, должны быть непоколебимы.
Статью подготовила тьютор детского сада
  • Полянская Евгения Николаевна

Больше статей по этой теме